Китайские авто, прогноз развития продаж Град-НК Кузбасс
 
 

Китайские авто, прогноз развития продаж

Не ошибусь, если выскажу мнение, что абсолютное большинство украинцев, которые более-менее интересуются автомобилями попадали в ситуацию, когда с неподдельным любопытством провожали взглядом авто с неизвестным логотипом, которое, ну очень уже похоже на соседскую «Тойоту» или «БМВ». 9 из 10-ти, это был «китаец». Нет, за рулем сидел человечище славянской внешности, а вот его железный друг – это продукт, сделанный руками потомков Конфуция и большого Мао.
Стремительности, с которой авто из Поднебесной врываются на автобазар, могут позавидовать большинство признанных автомобильных лидеров. Появляться в Украине «китайцы» начали в «далеких» 2003−2004 годах. Тогда количество проданных «залетных», непонятно, каким образом попавших к нам авто, можно было подсчитать с помощью пальцев одной руки. Фактически их не было, а уже в 2007 году в нашей стране на учет в ГАИ стало 27,6 тыс. новеньких китайских автомобилей. Поражает, не так ли? Это я называю «экспансия». А это лишь начало! Такие темпы развития Китай в настоящее время демонстрирует на всех фронтах.

Что же на сегодня собой представляет современный Китай?
Страна с самым большим человеческим ресурсом (за последней переписью населения в Китае проживало 1,3 млрд людей, по неофициальным данным значительно больше), с площадью почти 9,6 млн кв. км. (4 место в мире по этому показателю). Объем ВВП в 2007 году по разным данным составлял около $10 трлн (2 место в мире после США), на Китай приходится 17−18% мирового ВВП, но за показателем «на душу населения» он пока еще значительно отстает от стран ЕС, США, Японии. Кроме всего прочего, Китай – это цивилизация возрастом возле пяти тысяч лет, культура, которая дала миру фарфор и порох, Конфуция и феномен рыночного коммунизма. Если вернуться к ВВП, то с 1980 до 1990 года ежегодные темпы роста этого показателя составляли в среднем 15%, что значит удвоение ВВП каждые пять лет. В конце 90-х динамика роста уменьшилась до 8%, и вступление КНР в ВТО(Всемирная торговая организация) в 2007 году привело к значительному увеличению инвестиций в китайскую экономику извне и рост объемов экспорта, которые, в свою очередь, повлекли ускорение динамики до 10%, что наблюдается и в настоящее время.

Шанхай – деловая столица Китая

О китайском автопроме. Он развивается в ногу с остальными отраслями экономики. В 2007 году в Китае было продано свыше 8 млн автомобилей, или почти 13% мировых продаж ( в 2006 почти 7 млн). В стране работают СП практически со всеми ведущими автопроизводителями (Shanghai GM, Shanghai VW, Guangzhou Honda, Dongfeng Nissan, FAW Toyota, Beijing Hyundai и т. д.), которые контролируют более половины внутреннего рынка. Среди национальных компаний лидером является компания CHERY Automobile Co, которая пользуется значительной государственной поддержкой.
Завод CHERY еще десять лет назад здесь был пустырем.
Именно CHERY задает тон среди «китайцев» в Украине. Автосалоны в прошлом году автомобилей этой марки продали почти 20 тыс. шт., еще 4,3 тыс. продали автомобилей GEELY и еще нужно отметить продажу внедорожников марки GREAT WALL, которых были продано почти 1,5 тыс. Поэтому, давайте проанализируем, что стало причинами такого стремительного китайского автомобильного прорыва. Главных причин – несколько.
Во-первых, китайским продуктом занялись ведущие игроки рынка автомобилей Украины. Продвижением автомобилей CHERY занимается корпорация «УкрАвто» – лидер автомобильного рынка Украины (контролирует почти 40%!!!), а GEELY в нашей стране представляет корпорация «АІС» (АвтоІнвестСтрой). В связи с этим, у CHERY и GEELY фактически за год сформировали развитую торгово-сервисную сеть – каждый из брендов уже представлен более чем 40 дилерскими предприятиями. Обычно, количество не всегда означает качества, но не все же сразу. Кроме этого, началась локальная сборка отдельных моделей уже отмеченных марок на заводах, которые принадлежат «УкрАвто» и «АІС» – «ЗАЗ» (и его Илличевский филиал) и «Кременчугский автосборочный завод» соответственно. Локализация сборки и льготы, которые действовали до 1.01.08. значительно уценили на CHERY и GEELY. Ну и огромный административный ресурс использовался для продвижения этих брендов на отечественном рынке.
Во-вторых, «китайцы» предложили потребителю продукт, которому по соотношению «цена/комплектация» на рынке нет равных. В сущности, на сегодня этот показатель и является основным мотиватором приобретения китайского автомобиля. Кроме этого, большинство китайских автомобилей представлено в наиболее популярном ценовом диапазоне до $15 тыс., на который в 2007−09 год пришлось почти 57% рынка (309 тыс. авто).
В-третьих, стабильное ухудшение позиций автомобильных брендов постсоветских стран, особенно это касается ВАЗ. То есть постепенно освобождается ниша на рынке, которую и заполняют китайские автомобили. Кроме этого, наши потребители, абсолютное большинство которых почти век ездит наподобие автомобилей (имею в виду отмеченные бренды постсоветских стран) морально готовы к восприятию китайских авто.
Думаю, написанное четко очерчивает достаточно радужные перспективы китайского автопрома не только на украинском рынке, но и в мире. Конечно, есть проблемы у китайских автомобилей по обеспечению надлежащего уровня безопасности водителя и пассажиров в аварийных ситуациях, но он отвечает потраченным на авто средствам.

Если говорить о ближайших прогнозах развития китайских авто в Украине, то в 2010−11 годах они увеличат свое «присутствие» 2−2,5 раза до 12−13%, а это где-то почти 80 тыс. автомобилей. Как видим, китайское влияние чувствуется не только в электронике, игрушках, текстиле и другой «CHERY нужде», а дальше будет больше. Возможности китайской экономической экспансии тяжело сейчас оценить вполне, потенциал просто огромный. Поэтому, дамы и господа, дружно идем на курсы китайского, и учимся есть рис палочками.

UA-5928161-5/table